«Локомотив ГТ», «Сириус» и другие


«Локомотив ГТ», «Сириус» и другие
Статьи о музыке




 

Одна из немногих советских статей, посвящённая рок-музыке «братских» стран. В относительно небольшом по объёму материале, автору удалось кратко описать почти все значимые венгерские рок-коллективы середины 70-х. Всем поклонникам «демократов» — просто обязательно к прочтению!

Многим, наверное, при словах «популярная венгерская музыка» приходят на память мелодии Легара и Кальмана, выходная ария Сильвы, «престо» чардаша и куплеты Бони о том, что без женщин нам на свете пришлось бы весьма затруднительно.

Но времена меняются, а с ними и мелодии. Вернее, хорошие мелодии остаются, меняются ритмы…

В этом можно убедиться, прочтя афиши возле решетки бывшего Королевского парка — там открыт один из самых посещаемых молодежных клубов. Выступают ансамбли «Локомотив ГТ«, «Омега«, «Бергенди«, «Сириус«, «Скорпио«… Еще дома, в Ленинграде, я был наслышан об интересном музыкальном спектакле, который уже больше года идет с успехом на сцене будапештского «Веселого театра». Но оказалось, что билеты распроданы на месяц вперед, и, если бы не помощь молодежного туристского бюро «Экспресс», я бы туда не попал.

«Воображаемый репортаж об одном американском поп-фестивале» — так называется этот спектакль по известному роману венгерского писателя Дери Тибора. На сцене воссоздана обстановка поп-фестиваля — башня с аппаратурой с одной стороны, подмостки с инструментами — с другой, посередине — палатки, из которых с веселой толкотней выскакивают человек двадцать ребят и девушек. Среди них и музыканты из «Локомотива» — музыка к спектаклю написана органистом и певцом группы Габором Прессером.

Включается аппаратура, ударник берет в руки палочки, и в ту же минуту вся эта пестро разодетая толпа начинает экспансивный танец. Но вот музыка постепенно стихает, движения актеров становятся все менее резкими, прожектора перестают метаться. Из толпы выходит Она, и начинается рассказ о Любви, которая родилась на этом поп-фестивале. Но история сложных взаимоотношений влюбленных — далеко не главное. Показать молодежь Америки, ее интересы, взгляды, привычки — вот основная задача спектакля.

В толпе — хиппи, предлагающие всем наркотический рай, и «ангелы ада» — бандиты со свастикой на кожаных куртках; пацифисты и экстремисты; увешанные крестами «люди Иисуса» и, конечно, подлинные борцы против денежной тирании истэблишмента. Вьетнам, война, наркотики, насилие, любовь, музыка, счастье — об этом спорят герои спектакля. В кульминационные моменты актеры, играющие заразительно, даже страстно, обращаются за поддержкой прямо к зрителям. И тогда зрительный зал то возмущенно шумит, то аплодирует, а иногда смеется.

В перерыве я с трудом пробрался за кулисы и наконец нашел комнату для музыкантов. Участники ансамбля отдыхают — лидер-гитарист Тамаш Барта изучает свой грим в зеркале, басист Тамаш Шамло и ударник Йожеф Лаукс просто курят, откинувшись в креслах, Габор Прессер, забыв о своих и без того внушительных размерах, с упоением уничтожает блюдо бутербродов.

Условия для интервью явно неподходящие, не очень удобно мешать музыкантам, но, боюсь, другой возможности не представится. Основную мысль, высказанную Прессером, можно сформулировать так:

— Большинство наших композиций написано в стиле «хард-рок» и «андерграунд-рок», но, несмотря на использование «международных» ритмов, эта музыка остается венгерской. Мы к этому всегда стремились.

…Здесь я немного отвлекусь, чтобы выделить черту, характерную для всех венгерских ансамблей (а я их прослушал немало, но расскажу лишь о некоторых), — это неизменная фольклорная основа. Янош Броди, гитарист другого ансамбля — «Иллеш» — и один из лучших в Венгрии поэтов-песенников, сказал в интервью:

— Мы живем в Венгрии и поем по-венгерски, это язык нашего народа. У нас богатейшие музыкальные традиции. Каждый парень в Венгрии умеет играть на скрипке, знает народные песни. И когда вы внимательно вслушаетесь в игру лучших венгерских групп, то уловите совершенно очевидное влияние народной музыки.

Но вернемся к «Локомотиву ГТ». Я спросил у ребят об истории возникновения ансамбля. Оказывается, они «отпочковались» от старейшей и до сих пор очень популярной группы — «Омега». История же «Омеги» сама по себе интересна, поэтому я остановлюсь на ней чуть подробнее.

«Омега», один из первых гитарных ансамблей в Будапеште, была организована в 1962 году. Ее участники — шестеро студентов Политехнического института — несколько лет с большим успехом выступали в студенческом клубе и лишь в 1967 году окончательно решили стать профессионалами.

1968 год оказался для «Омеги» переломным. Тогда, после удачных гастролей в Англии, ансамбль записал долгоиграющую пластинку в известной фирме «Декка», и его популярность перешагнула границы Венгрии. После Англии — успех в Японии. Записанная там песня «Девушка с перламутровыми волосами» облетела фестивали и радиопрограммы всего мира.

Во время очередной зарубежной поездки западная пропаганда во главе со «Свободной Европой» и Би-Би-Си вдруг принялась утверждать, что «Омега» с гастролей… не вернется! Провокация сорвалась. После приезда в Будапешт музыканты записали одну из своих лучших песен, в которой были такие слова: «Все у нас человечнее, все теплее». Это был поэтический гимн родному дому.

Именно воспитанник «Омеги» композитор Габор Прессер (это он написал «Девушку с перламутровыми волосами») и еще один участник группы — Йожеф Лаукс организовали «Локомотив ГТ».

После ухода Габора Прессера, который унес в «Локомотив ГТ» мягкость и лиричность старой «Омеги», популярность ансамбля несколько снизилась. Но и сейчас музыка группы находит много почитателей. «Омега», в нынешнем составе которой выступают Янош Кобор — вокал, Ласло Бенко — орган, Тамаш Михали — бас-гитара, Дьёрдь Молиар — лидер-гитара и Ференц Дебрецени — ударные, по-прежнему много гастролирует, по-прежнему «золотой» становится каждая долгоиграющая пластинка «Омеги». На последнем альбоме ансамбля — «Омега-5″ — заметны новые веяния: целая сторона диска заполнена сюитой для группы и симфонического оркестра.

Единственным ансамблем, который мог соперничать с «Омегой» в годы ее расцвета, был «Иллеш«. Группа названа так по фамилии своего основателя и руководителя — пианиста, органиста и композитора Лайоша Иллеша. Кроме него, в ансамбль нходят Сёрени Левейте — гитара, его брат — бас-гитарист Сёрени Сабольч (они оба еще и сочиняют музыку), ударник Золтан Пастори и упоминавшийся мною гитарист Янош Броди. В таком составе группа выступала с 1965 года и с тех пор записала 10 долгоиграющих пластинок, 5 из которых — вместе с лучшей венгерской певицей Жужей Конц.

Музыка «Иллеша» всегда проста и понятна, она очень близка венгерскому фольклору. Особенно отличают группу прекрасные тексты песен. Одна из лучших работ ансамбля — полная романтики песня о великом венгерском поэте-революционере Шандоре Петефи, которая была написана для фильма о нем. В дни, когда молодежь во всем мире выступала за освобождение Анджелы Дэвис, «Иллеш» выпустил долгоиграющую пластинку с ораторией «Право человека». В альбом была вложена листовка.

Недавно «Иллеш» распался. Трое, на мой взгляд, самых талантливых участников группы — братья Сёрени и Янош Броди вместе с несколькими музыкантами организовали ансамбль «Фонограф» Сейчас это одна из самых популярных групп Венгрии.

Рассказывая о будапештской сцене, нельзя не назвать очень своеобразную группу «Сириус». Первые же выступления «Сириуса» в Будапеште стали сенсацией для любителей молодежной музыки. Участники ансамбля — певец и тенор-саксофонист Жолт Баранович, бас-гитарист и скрипач Миклош Орански, пианист и органист Ласло Патаки, ударник Андраш Веселинов, гитарист Тибор Татраи и самая яркая звезда группы — альт-саксофонист Михай Радуй продемонстрировали своим слушателям очень сложную, виртуозную музыку в манере джаз-рока. Музыкантов «Сириуса» считают сейчас сильнейшими венгерскими инструменталистами; в апреле этого года группа выступала и в нашей стране.

Я еще ничего не сказал о только что появившейся группе «Скорпио», ее организовал бывший бас гитарист «Локомотива ГТ» Карой Френрейс, первый альбом «Скорпио» на моих глазах вовсю расхватывался в будапештском салоне грампластинок; об интересном ансамбле «Бергенди», о группе «Генерал», песни восьми участников которой — пятерых ребят и трех девушек, полны удивительного задора.

Вкратце я упомянул самых известных исполнителей, теперь постараюсь выделить те характерные черты, которые присущи большинству венгерских молодежных ансамблей.

Первое, на что обращаешь внимание, когда слушаешь венгерских музыкантов, — это их высокое профессиональное мастерство. Даже вдалеке от столицы, в баре или танцевальном зале небольшого городка игра музыкантов будет почти такой же, как и у самого известного столичного ансамбля. На западной границе Венгрии, в городе Самбатхей я говорил с участниками одной непрофессиональной группы. Поблагодарив ребят за хорошую музыку, я спросил у руководителя ансамбля — органиста Ковача Немешвари, откуда в Венгрии так много виртуозно играющих музыкантов.

— У нас сейчас получить признание очень нелегко. Это заставляет не только много репетировать, но, главное, искать свой собственный стиль. Чтобы попасть в какой-нибудь выступающий ансамбль — а этого, конечно, хотят многие,- нужно уже быть хорошо подготовленным. Я и мои друзья — все мы имеем музыкальное образование. Но этого мало. Я, например, почти целый год прозанимался дома и за это время переиграл и выучил буквально сотни популярных у нас песен. Лишь после этого организовал свой ансамбль. А выступать мы стали еще через полгода совместных репетиций… Мы играем порой очень сложные композиции, но ошибаться нельзя — наши поклонники, — Ковач взглянул на битком набитый зал, — не пропустят ни одной ошибки.


Янош Броди говорил мне:

— Все мы живем в обществе и не можем не обращать внимания на то, что в нем происходит… Ясно, что если я пишу тексты и стихи, то должен обязательно выражать в них мое отношение к жизни, находить самые точные, незатертые слова… Мы часто оглядываемся назад, на наши музыкальные традиции, которые всегда остаются высокой точкой отсчета. Не спешить с любой «пробой пера» к зрителям, подвергать ее самой тщательной отделке — это у нас жесткое, для всех обязательное правило.

Что ж, именно эти качества обеспечивают нынешний высокий уровень венгерской эстрады.

М. Фрид, журнал «Ровесник», 1975 г.

Автор Jerzy Bondov
 

 


Комментирование и размещение ссылок запрещено.
WebStudioProfi.com занимается разработкой стратегии продвижения сайта

Обсуждение закрыто.