Это — «Большая страна»

Это — «Большая страна»

Статьи о музыке


Предлагаемая статья о шотландской группе Big Country подписана американским журналистом. После прочтения материала в это сложно поверить (если только это не журналист печатного органа коммунистов США — «Американская правда» :)) — уж слишком она идеологизирована. Не знаю, повлияло ли «рабоче-крестьянское» происхождение музыкантов на решение Госконцерта, но позднее, в 1988 году Биг Кантри с успехом гастролировали по СССР и центральное ТВ всячески их раскручивало. Как бы то ни было, группа действительно неплохая, а их хит-парадные достижения на родине, были отнюдь не «пролетарскими» — первые 3 альбома, описываемые в статье, стабильно попадали в Топ 3, а диск 84-года Steeltown даже возглавил чарты!

После окончания гастролей в Японии шотландская группа «Биг кантри» («Большая страна») вернулась в свой родной город Данфермлин. Лишь полгода музыканты не были дома, а будто увидели его другими глазами: все переменилось! Они узнали, что закрылось еще несколько фабрик и прибавилось в городе безработных, началась всеобщая забастовка шотландских горняков…

Первый альбом «Биг кантри» выпустили в 1983 году, он назывался «Перекресток», Что можно сказать об этой пластинке? Обыкновенный гитарный рок (правда, поданный с большой фантазией) и заурядные тексты. Ура рок-н-роллу! У-ух, мы какие парни! — вот и все их содержание. Тем не менее пластинка пробилась в верхнюю часть хит-парадов Англии и США, Ребята, естественно, радовались ее перемещению снизу вверх. Но в одиночку. Жителям Данфермлина было не до музыки. Бедственное положение города и героическая борьба его жителей за право на труд и жизнь стали содержанием песен, которые вошли во второй альбом «Стальной город».

«Никто не ожидал, что мы выпустим такую пластинку,- говорит лидер группы Стюарт Адамсон,- Все думали, что мы будем продолжать линию «Перекрестка», хотя какая уж там линия, сплошное словоблудие!» И если «Перекресток» можно назвать гимном во славу рок-н-ролла, призывом к битве под его знаменами, к битве вообще, неизвестно за что и против кого, просто в избытке юношеской энергии, то «Стальной город» — это трезвый взгляд на жизнь, иногда ироничный, но все равно — взгляд, которому рок-н-ролл придает острое эмоциональное напряжение. Страстный голос Адамсона с трудом прорывается сквозь грозный рокот гитарного дуэта, дерзкие тексты, которые пишет тот же Адамсон, полны непримиримости: он все видит в черно-белом изображении, он не признает полутонов. Теперь Адамсон с той же безоглядной отвагой, с какой защищал славный рок-н-ролл, громит политику американской администрации (песня «Пламя западной цивилизации»), с репортерской точностью воспроизводит события, которые привели к закрытию местной фабрики (песня «Стальной город»). Такое изменение во взглядах музыкантов не осталось незамеченным: хотя песня «Стальной город» и вышла на первое место в английском хит-параде, но весь альбом не попал даже в сотню лучших, Зато рок-музыку, вскрывающую социальные язвы общества, горячо приветствовал дед Адамсона, один из первых коммунистов Шотландии.

«Видите ли, то, о чем мы поем, слишком реально, особенно видно это на фоне других групп, они словно на другой планете живут,- мрачно замечает Адамсон,- Но рок-музыка не будет иметь никакого смысла до тех пор, пока не станет рупором живущих вокруг нас людей. Я считаю, что рок должен быть более народным, что ли, ближе к людям.

Любая музыка должна быть действующей, живой частью общества. Сегодня музыка вошла в наши будни, она всегда с нами. В ней должны быть мысли и чувства наших дней, настоящие, реальные. Музыка тогда настоящая, если она суть нашего мира, а не фантастический вымысел, полный обворожительных красоток и бешено мчащихся роскошных автомобилей. Что касается меня, то я ненавижу модерновую, суперсовременную музыку за ее отрыв от будней — в том, что они такие мрачные, виновата и ненастоящая музыка».

Отношение музыкантов к творчеству уходит корнями в их личный опыт: отец Адамсона работал шахтером, рыбаком на сейнере, пытался выучиться на штурмана, но кончилось тем, что стал обыкновенным безработным. Песня «Великая дележка» говорит о социальной пропасти между руководством и рядовыми членами профсоюзов: тему этой песни «подбросил» приятель Брюса Уотсона, гитариста «Биг кантри», когда-то они вместе работали в доке.

В состав «Биг кантри» входят: Стюарт Адамсон — вокал, гитара, Брюс Уотсон — гитара, Тони Батлер — бас-гитара, и Марк Бржезицки — ударные. Адамсон начинал в довольно известной шотландской группе «Скидс» (буквально: «Занос автомобиля». — Пер.), которая оказала влияние даже на такого гитариста, как Эдж из Ю-2. В «дублирующем» составе «Скидс» играл Брюс Уотсон, а Батлер и Бржезицки были сейшнменами (исполнителями, нанимаемыми для записи пластинки или на один концерт. — Пер.) в Лондоне. Они познакомились в 1981 году и в 1982 году, объединившись, записали сорокапятку «Море огня»: песня была направлена против фолклендской авантюры Великобритании .

Последняя, третья пластинка «Биг кантри» вышла год назад — она называется «Провидец». В музыкальном отношении она несколько отличается от двух предыдущих: хотя основные признаки «Биг кантри» — гитарная связка Адамсон — Уотсон, уходы вокала «в область ультразвука», мощная ритм-секция — налицо, видимо, смена продюсера оказалась решающим фактором в некотором смягчении жесткости звучания инструментов. Новый продюсер «Биг кантри», Робин Миллар, ранее работавший с Шадей и некоторыми группами, играющими электро-поп, направил шквал звуков в разумное русло, выделив из него яркие мелодии, которые на двух прежних пластинках просто не были слышны.


К уже привычным социальным песням группы добавились довольно неплохие лирические баллады, как, например, «Оглянись» и «Обуздай свое сердце». Песни «И я взошел на этот холм», «Одна нужная вещь» и «Эйледон» можно назвать гимнами во имя будущего без войн. Есть здесь и песня «Учитель», в которой Адамсон поднимает очень непростой вопрос: кто будет завтра учить наших детей мудрости, если завтра состоится? Заглавная песня пластинки «Прорицатель» (в ее записи принимала участие Кейт Буш), мрачный прогноз все того же завтра, несколько выпадает из общего оптимистического строя композиций этого диска. Но, увы, прогноз может оказаться и провидческим, если над глупостью «ястребов» не возобладает наш с вами здравый смысл.

Дэвид Томпсон, американский журналист
Перевел с английского С. Евгеньев, журнал «Ровесник», 1987 г.

Автор Jerzy Bondov
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.
Интервью с Владимиром Романовым. Творчество, архит Интервью с Владимиром Романовым. Творчество, архи Музей Булгакова. профессиональные фотографии

Обсуждение закрыто.