Демис Руссос: «Я и мой бузуки»


Демис Руссос: «Я и мой бузуки»
Статьи о музыке




 

Статья о Демисе Руссосе, опубликованная почти 40 лет назад. Без лишней идеологизированности не обощлось, конечно,- 1975 год как-никак. Тем не менее, присутствует достаточное количество действительно полезной информации — даже газета «Мелоди мейкер» цитируется…

Демис Руссос был уже достаточно известен на континенте, когда в 1973 году приехал выступать в Англию. Там его ждал «скандал наоборот» — отсутствие ажиотажа, хотя многочисленный персонал королевского «Альберт-холла» приготовился к привычным боям с поклонниками. Случилось необычное — многочисленные «фэны» (рьяные любители поп-музыки), может быть, впервые за долгое время по-настоящему слушали музыку. Слушали… спокойно.

На сцену вышел неброско одетый человек со странным инструментом в руках — это бузуки, греческая разновидность мандолины. Он начал петь под ее аккомпанемент очень простые песни. Но было в них ни сладких любовных вздохов, ни выкликов, а была «честная философия настоящего артиста», как писал в рецензии критик музыкального журнала «Мелоди мейкер».

Об этом артисте мы хотим рассказать подробнее.

Грек Демис Руссос родился в 1946 году в Египте, в Александрии. Подростком увлекался живописью и музыкой, научился играть на фортепьяно, скрипке, трубе и гитаре. Позднее семья переезжает в Грецию, и Демис поступает на философский факультет Афинского университета. Параллельно с лекциями Демис посещал консерваторию и учился играть на бузуки.

Подобно многим своим ровесникам, Демис Руссос вступил в организацию «Демократическая молодежь Ламбракиса». Они вели не только политическую, но и творческую работу. Молодые поэты, композиторы, певцы писали музыку и стихи, навеянные искусством родной Эллады.

В страшный день 21 апреля 1967 года, когда к власти пришли «черные полковники», Демис Руссос был в Париже – приехал на каникулы. Первые сообщения из страны: правительство низложено, власть в руках фашистской хунты, тысячи людей, среди них лучшие представители творческой интеллигенции, брошены за решетку…

Демис решает остаться во Франции. Не без труда находит работу в парижском кафе — поет для греков-эмигрантов. Здесь Демиса и его друзей находит представитель фирмы грамзаписи «Филипс». После пробных прослушиваний подписывается контракт, и а июне 1968 года на музыкальном горизонте появляется новое имя — греческое трио «Дитя Афродиты». Они выпускают первую пластинку с песней «Дождь и слезы». Это был успех: «сингл» становится во главе хит-парадов большинства стран Западной Европы.

Причина успеха нового ансамбля? Прежде всего в удивительном голосе солиста трио — Демиса Руссоса. Его сердечная манера пения, легкий акцент хрипловатого голоса, несентиментальная грусть звучали удивительно ново. В тонких модуляциях и высоких глиссандо чувствовалась большая музыкальная культура. В одной фразе он многократно меняет окраску.

«Дитя Афродиты» становится популярен. Ансамбль приглашают в турне по Франции и Италии. За сравнительно короткое время продастся около миллиона пластинок с песней «Дождь и слезы».

Ну а дальше? На роль «звезды», как выяснилось, Демис Руссос не годился. Он не мог петь песни по заказу импресарио, который выбирал ему авторов и репертуар.

Ровно через три года Демис Руссос ушел из ансамбля «Дитя Афродиты» и начал свою соло-карьеру. Шаг рискованный. Друзья предупреждали, что это может быть началом конца. Демис стоял на своем. Он привлек к работе своих товарищей по организации «Демократическая молодожь Ламбракиса», оказавшихся в эмиграции, молодых композиторов и поэтов — С. Влапианосо, Р. Константиноса, Ч. Чалкитиса, А. Каракадаса. Писал музыку на стихи Яниса Рицоса и Вреттаноса. Так родился альбом «Лед и пламень». «Это была пластинка — размышление о судьбе Греции, о любви, о жизни и смерти, — писал французский музыкальный журнал «Кидд», — Руссос здесь выступил не только замечательным вокалистом, но и прекрасным аранжировщиком и дирижером.

В середине 1972 года Демис отправляется в гастрольную поездку. Сначала — Франция, Италия, Австрия, а потом многомесячное турне по Южной Америке, закончившееся в конце года подлинным триумфом на фестивале популярной музыки в Рио-де-Жанейро. Музыкант много работает в поездке и летом 1973 года выпускает, пожалуй, самый известный свой альбом «Навсегда»:

Нет пути, нет выхода для нас.
И выход не появится, если просто ждать,
А мы не можем просто ждать —
Как только проснется день,
Они поймают тебя,
Так что лучше уйти с нами — выхода нет.
Нельзя просто ждать
Там, где никто не может быть свободным.
Нет другого пути, мой друг.



Третья долгоиграющая пластинка певца — «Только очарование», а которой Руссос продолжает развивать тему глубоко философской, гражданской лирики, вышла через год, в мае 1974 года. Два месяца спустя пришла счастливая весть: в Греции рухнул фашистский режим! Демис рвется выступать на родину. Перед отъездом в интервью итальянскому еженедельнику он сказал: «В своих песнях я всегда рассказывал людям о моей отчизне — многострадальной Греции, о ее музыке, природе, культуре. И вот теперь, когда окончилось семилетнее заточение греческого народа, я по-настоящему счастлив!»

В. Осокин, журнал «Ровесник», 1975 г.

Спонсор поста: клиники на сухаревской
 

 


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.